Преображение Господне

Преображение Господне
Фото: gazeta-tejkovo.ru

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас.

Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа).

Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

События праздника

Праздник установлен в воспоминание Преображения Исуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. 

Преображение (греч. метаморфосис) означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до Христова Воскресения.

О Преображении написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях:

Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21).

Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время страданий.

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Исусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии.

Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Исус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 28–36).

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Исус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Исуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Богословское толкование праздника

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве.

Преображение показывает, что в Исусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона-Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Исус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

Преподобный Ефрем Сирин

История праздника

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честнаго Креста, когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник этот был установлен в IV веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий.

Гора Преображения: Фавор и Ермон

Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на Фаворе, недалеко от Назарета. На горе Фавор в честь Преображения Господня построен храм. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника. 

Однако современные исследователи считают, что Преображение совершилось на другой горе — Ермоне, поскольку она выше Фавора и более уединенная. На Фаворе во времена Спасителя находилась римская крепость, ее окрестности были густонаселенными, так что оставалось мало места для молитвенного уединения. К тому же Ермон находится севернее Фавора, а описанные в Евангелиях события свидетельствуют, что Господь с учениками шел на север. Евангелист Марк также пишет, что после Преображения Господь и апостолы проходили через Галилею, что также позволяет предположить, что они направлялись в Иерусалим из окрестностей Ермона. «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются», — пророчески говорится в Псалтыри (Пс. 88, 13).

Богослужение

Богослужение празднику Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничного богослужения, которые мы слышим в храмах в наши дни, были написаны византийскими гимнографами в V–VIII веках. Самые известные песнопевцы: Анатолий, патриарх Цареградский (V век), преподобные Иоанн Дамаскин и Козма Маиумский (VIII век). Следует отметить, что в праздничной службе указаны авторы немногих стихер, так что мы знаем далеко не всех гимнографов.

В стихерах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы указывается смысл Преображения Господня. Исус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем приготовить их к «зрению» будущих Его страданий и научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы».

В каноне говорится о том, что Преображение Господне как бы озарило души избранных духовным светом, раскрыло им божество Спасителя, соединившееся в Нем с человечеством, и утвердило их в вере в обетовании Господа. В преображении свет Божеского естества воссиял под покровом человеческой плоти, которая сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совершенной. В Апостоле (2 Петра I, 10–19) дополняется мысль канона, что Фаворское явление славы Господа есть доказательство Божественного величия Его. В Евангелии (Матф. XVII, 1–9 ст.) изображается история события.

Три «Спаса» на Руси. Яблочный Спас

На праздник Преображения Господня верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая. На востоке к этому времени поспевает виноград, а на Руси издавна принято приносить яблоки, отчего и произошло народное название праздника — Яблочный Спас.

Обычай приносить Богу «начатки плодов» берет свое начало в Ветхом Завете. Во время иудейского праздника кущей следовало приносить в Храм Иерусалимский первые плоды нового урожая. Начиная с первых веков, христиане также приносили в храм первые плоды. В первую очередь это был виноград, из которого приготовляли вино для Евхаристии. Об этом напоминает и молитва, которую священник читает после Литургии над принесенными в храм плодами: «Боже Спасителю наш… сими виноград благослови». Прочитав молитву, священник кропит плоды святой водой.

На Руси этот день повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6-го августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно праздновали первого Спаса (1 августа ст. ст.), второго Спаса (6 августа ст. ст.) и третьего Спаса (16 августа ст. ст.).

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтили, как очень большой праздник, но редко отдавали себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает Церковь.

Только кое-где второй Спас назывался «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знали, что такое Преображение Господне, и считали второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа (ст. ст.) вся паперть в приходских церквах заставлялась столами, на которых были навалены горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и прочего.

Все эти плоды урожая священник благословлял после обедни и читал над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые «начатки», т.е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.

В некоторых местах, например, в Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывался особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимали на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедалась прихожанами после обедни и крестного хода.

Ореховый Спас

Третий Спас празднуется в честь Нерукотворенного образа. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона).

Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба.

Таким образом, из трех «Спасов» наиболее почитался крестьянами второй, совпадающий с церковным праздником Преображения Господня.

Ещё новости о событии:

    14 августа 2024 года для представителей Школы активного долголетия ОБУСО «Комсомольский ЦСО» с.Подозерский совместно с МКУ «Подозерский ДК» проведено мероприятие на тему: «Медовый Спас от бед и болезней спас».
16:58 14.08.2024 Центр соцобслуживания - Комсомольск
14 августа, в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, именуемый в народе «Медовым Спасом», иеромонах Серафим (Лопухов) посетил Управление Росгвардии по Ивановской области.
16:30 14.08.2024 Росгвардия - Иваново
КДК с.Тимирязево Вот и пришел день Медового Спаса! Ежегодно в августе отметается три связанных между собой важных церковных торжества, а именно Спасы — Медовый, Яблочный и Ореховый.
15:48 14.08.2024 Администрация - Лух
Православные отмечают его каждый год 14 августа. Русская православная церковь отмечает сегодня Медовый Спас и начало Успенского поста, который продлится до 27 августа.
11:50 14.08.2024 168.Ru - Кинешма
Сегодня, 14 августа, отмечается Медовый Спас — первый из трех праздников, приходящихся на август и именуемых Спасами.
11:50 14.08.2024 Наше Слово - Иваново
 Медовый Спас — это светлый праздник, который отмечается 14 августа. В этот день православные христиане вспоминают о Преображении Господнем, которое произошло на горе Фавор.
11:05 14.08.2024 Администрация - Лух
  Сегодня, 14 августа, отмечается Медовый Спас - первый из трех праздников, приходящихся на август и именуемых Спасами.
09:53 14.08.2024 Роспотребнадзор - Иваново
В народном календаре 14 августа – Медовый Спас, Первый Спас, Маковый Спас, Маковей, Мокрый Маккавей, Медовый праздник, Спас на воде, Маковеев день.
08:35 14.08.2024 Газета Знамя - Иваново
Преображение Господне - Наше время
Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас.
04:54 14.08.2024 Наше время - Тейково

Новости соседних регионов по теме:

19 августа 2024 года свой престольный праздник встретит главный храм Хабаровского края - Спасо-Преображенский кафедральный собор.
12:21 16.08.2024 Приамурская митрополия - Хабаровск
В рамках проведения Всероссийского фестиваля «Яблоко от яблони», направленного на формирование положительного образа Русского мира, как символа связи поколений,
18:47 15.08.2024 Музей изобразительных искусств - Ставрополь
В Холодовской сельской библиотеке оформлена книжная выставка "С Преображением Господним, с Яблочным Спасом!".
17:22 15.08.2024 Судакская ЦБС - Судак
15 августа городская библиотека №1 им. В.О.Ключевского провела праздник «Спас- собрал сегодня нас» для жителей микрорайона.
17:13 15.08.2024 ЦБС города Пензы - Пенза
14 августа, в праздник Происхождения (изнесения) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, отметили престольный праздник храма в деревне Лидино.
16:28 15.08.2024 Московская Епархия РЦП - Подмосковье
Уже несколько лет общины храмов Вознесения Господня и преподобномучениц Елисаветы и Варвары следят за состоянием разрушенного храма Преображения Господня Усадьбы Кокораки ("Графские развалины" близ с. Дальнее, бывший пос.
16:11 15.08.2024 Севастопольское Благочиние - Севастополь
19 августа 2024 года наступит второй из трех августовских Спасов – Яблочный.
15:50 15.08.2024 Известия Мордовии - Саранск
19 августа отмечается праздник Яблочный спас. В это время принято собирать  урожай яблок.
15:01 15.08.2024 Централизованная библиотечная система - Гагарин
Статью прочитали 6 Великие Спасовы праздники – главное украшение и радость последнего месяца лета.
16:08 15.08.2024 Культурно-досуговый центр - Волчанск
Утром 15 августа Епископ Иосиф Верт возглавил торжественную Мессу в Кафедральном соборе Преображения Господня в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
16:20 15.08.2024 Сибирская католическая газета - Новосибирск
Издревле Яблочный Спас был одним из праздников нового урожая. В этот день, согласно народному поверью, природа меняла курс от лета к зиме.
12:20 15.08.2024 Губерния ТВ - Самара
19 августа Новоспасский мужской монастырь с. Терновка, на территории которого находится храм Преображения Господня, отмечает престольный праздник.
11:31 15.08.2024 Севастопольское Благочиние - Севастополь
ФОТО: РИАЦ 19 августа отмечается второй по счету Яблочный Спас, а по церковному календарю — великий праздник Преображения Господня.
10:41 15.08.2024 Riac34.Ru - Волгоград
19 августа – двунадесятый праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
10:23 15.08.2024 Епархия - Киров
18 и 19 августа в Спасо-Прображенском кафедральном соборе города Твери впервые после его освящения патриархом Кириллом состоится празднование престольного дня – Преображения Господня.
09:06 15.08.2024 Газета Вся Тверь - Тверь
Фото: Брянская епархия 14 августа, в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня,
08:50 15.08.2024 Газета Брянские новости - Брянск
В ночь с 18 на 19 августа в храме Преображения Господня города Зеленоградска совершат ночную Божественную Литургию в честь престольного праздника.
08:40 15.08.2024 НИА-Калининград - Калининград
Секретарь Саранской епархии, ключарь кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова протоиерей Виктор Хохлов о сегодняшнем празднике и Успенском посте: "Слово "Спас" – это сокращенная форма от слова Спаситель.
08:17 15.08.2024 Саранская епархия - Саранск
Август – самый щедрый месяц в году, месяц удивительных православных праздников – Спасов.
10:10 15.08.2024 ЦБС г. Ханты-Мансийска - Ханты-Мансийск
14 августа, в день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице,
22:34 14.08.2024 Россошанское благочиние - Россошь
 
По теме
5 сентября в деревне Мартыниха Заволжского района (чудесное местечко на берегу Волги возле посёлка Заречный) состоялся чин великого освещения свежепостроенного храма архангела Михаила.
5 сентября в деревне Мартыниха состоялось великое освещение храма в честь архистратига (архангела) Михаила и Божественная литургия,
ТРЕНИРОВАЛИСЬ ОГНЕБОРЦЫ - Газета Сельские вести Пожарно-тактические учения как один из основных элементов профессиональной подготовки пожарных организуются спецслужбами на регулярной основе.Объектом очередных учений, прошедших в конце августа,
Газета Сельские вести
С праздником,  работники леса! - Газета Новый путь Коллектив пестяковского участка ОГКУ “Пучежское лесничество”. Ежегодно в третье воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают работники леса, люди призванные беречь и охранять лесные богатства страны.
Газета Новый путь
Лето, книги, я - друзья! - Газета Новый путь Быстро пролетели летние каникулы. Наступил новый учебный год. Школьники отдохнули, нагулялись, а некоторые провели это время за любимым занятием – чтением книг.
Газета Новый путь
"Справочное бюро библиотеки" - Межпоселенческая ЦБ      Библиотека... Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: борьбу идей, научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний,
Межпоселенческая ЦБ